I am a leaf on the wind; watch how I soar.
Внутри многобукф из разных энциклопедий. Осторожно, там пыльно.
1.) Джамсаран, Джамсран, Джамсрин (тибет.), в центральноазиатском буддизме божество войны, относящееся к категориям докшитов и чойджинов. Имя Д. этимологизируется как «брат и сестра» (монг. эгэчи дуу). Другое имя Д. — Бегдзе («одетый в панцирь») отражает его иконографический облик: вооружённый воин в латах и красной одежде, с красным лицом, тёмными жёлто-красными волосами, пламенеющими бровями и усами; по-монгольски его называют Улаан сахиус («красный хранитель»). В одной руке у него медный меч, в другой — лёгкие и сердце врага. Д. — сын медноволосого якшаса (свирепого духа), живёт в море из человеческой и лошадиной крови, на четырёхугольной медной горе (или на кладбище). Происхождение Д. неясно: возможно, первоначально это — добуддийское, причём не тибетское (индуистское? монгольское?) божество. Д. ассоциируется с Куберой и Гесером, который иногда считается одним из его воплощений.
С. Н.
Источники:
1. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.
[Мифы на Куличках]
2.) Джамсаран был добуддийским тибетским и монгольским богом войны. На его иконографию, возможно, оказал влияние образ китайского бога войны Гуан-Ди. Его монгольское имя Бегдзе означает “скрытая кольчуга” и связано с его иконографией: поверх доспехов надет халат.
Джамсаран был введен в пантеон III Далай-ламой в середине XVI века. Он вместе с Лхамо был объявлен в 1570 году главным защитником далай-лам, а также покровителем монастыря Таши-Лунпо, поэтому все панчен-ламы совершают ритуалы в его честь. Он также охранитель казны тибетского правительства.
Тантра Джамсарана была принесена Падмасамбхавой, который преподал его садхану одному из своих ближайших двадцати пяти учеников по имени Намхай Ньингпо. Эта садхана была скрыта в монастыре Самье, где она затем и была найдена. Поэтому Джамсаран широко почитается не только в гелукпе, но и в ньингмапе.
Одна из многочисленных легенд о Джамсаране повествует о двух братьях, старший из которых был приверженцем Учения, а младший – нет. На все уговоры старшего младший отвечал отказом, но в конце концов сказал, что если его брат станет буддой, то он станет защитником веры. Спустя многие перерождения старший стал Шакьямуни, а младший родился у демонов из красного кораллового яйца, которое Шива (по другой версии – Хаягрива) разбил своим трезубцем. Бог родился в полном доспехе и при оружии. Шива спросил его, кто он такой, и он назвал себя воплощением речи Ямантаки.
Тибетцы верят, что молитвы к Джамсарану уничтожают врагов, препятствия на Пути и защищают от страха и опасности.
На нашей картине №40 Джамсаран изображен в своей обычной ипостаси (ил. 41).
В поднятой правой руке он держит меч, рукоятью которому служит скорпион; в левой – легкие и сердце врага веры, под мышкой – бунчук с трезубцем, лук и стрелу. С плеч свисает ожерелье из отрубленных человеческих голов. Он попирает ногами человека и зеленую лошадь.
Черты его лица искажены гневом, три его глаза пылают ненавистью ко всем врагам Учения.
По обеим сторонам бога едут его спутники: божество в доспехах верхом на сером звере, грызущем грешника, и дакини верхом на медведе, стоящем на грешнике.
По краям – восемь краснотелых демонов смерти, терзающих грешников. На некоторых картинах эта свита вырастает многократно, превращая Джамсарана во владыку мира смерти. За его спиной в этом случае вырастает дворец, сделанный из человеческих костей.
Картина работы тибетского мастера XVIII в.

[Миф.ру]
3.) Бурханы — общее называние высших богов монгольского пантеона (аналогия асы и ваны- сканд.) Первые из бурханов существовали еще тогда, когда не было земли. Так же многие хорошие люди своей святой и праведной жизнью достигли того, что тоже стали Бурханами. И теперь Бурханов 1000. Они бессмертны и обладают всепроникающей силой. Большинство Бурханов добрые, но есть среди них и темные, злые Бурханы: (Чойджилл, Очирвани, Джамсаран и Шара-Дарэхэ.)
Бурханы находятся где хотят и в каком угодно виде. Большей частью они не показываются людям, но многие из них перерождаются по желанию на земле в виде Гэгэнов.
[Мифологическая энциклопедия]
Джамсаран.
1.) Джамсаран, Джамсран, Джамсрин (тибет.), в центральноазиатском буддизме божество войны, относящееся к категориям докшитов и чойджинов. Имя Д. этимологизируется как «брат и сестра» (монг. эгэчи дуу). Другое имя Д. — Бегдзе («одетый в панцирь») отражает его иконографический облик: вооружённый воин в латах и красной одежде, с красным лицом, тёмными жёлто-красными волосами, пламенеющими бровями и усами; по-монгольски его называют Улаан сахиус («красный хранитель»). В одной руке у него медный меч, в другой — лёгкие и сердце врага. Д. — сын медноволосого якшаса (свирепого духа), живёт в море из человеческой и лошадиной крови, на четырёхугольной медной горе (или на кладбище). Происхождение Д. неясно: возможно, первоначально это — добуддийское, причём не тибетское (индуистское? монгольское?) божество. Д. ассоциируется с Куберой и Гесером, который иногда считается одним из его воплощений.
С. Н.
Источники:
1. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.
[Мифы на Куличках]
2.) Джамсаран был добуддийским тибетским и монгольским богом войны. На его иконографию, возможно, оказал влияние образ китайского бога войны Гуан-Ди. Его монгольское имя Бегдзе означает “скрытая кольчуга” и связано с его иконографией: поверх доспехов надет халат.
Джамсаран был введен в пантеон III Далай-ламой в середине XVI века. Он вместе с Лхамо был объявлен в 1570 году главным защитником далай-лам, а также покровителем монастыря Таши-Лунпо, поэтому все панчен-ламы совершают ритуалы в его честь. Он также охранитель казны тибетского правительства.
Тантра Джамсарана была принесена Падмасамбхавой, который преподал его садхану одному из своих ближайших двадцати пяти учеников по имени Намхай Ньингпо. Эта садхана была скрыта в монастыре Самье, где она затем и была найдена. Поэтому Джамсаран широко почитается не только в гелукпе, но и в ньингмапе.
Одна из многочисленных легенд о Джамсаране повествует о двух братьях, старший из которых был приверженцем Учения, а младший – нет. На все уговоры старшего младший отвечал отказом, но в конце концов сказал, что если его брат станет буддой, то он станет защитником веры. Спустя многие перерождения старший стал Шакьямуни, а младший родился у демонов из красного кораллового яйца, которое Шива (по другой версии – Хаягрива) разбил своим трезубцем. Бог родился в полном доспехе и при оружии. Шива спросил его, кто он такой, и он назвал себя воплощением речи Ямантаки.
Тибетцы верят, что молитвы к Джамсарану уничтожают врагов, препятствия на Пути и защищают от страха и опасности.
На нашей картине №40 Джамсаран изображен в своей обычной ипостаси (ил. 41).
В поднятой правой руке он держит меч, рукоятью которому служит скорпион; в левой – легкие и сердце врага веры, под мышкой – бунчук с трезубцем, лук и стрелу. С плеч свисает ожерелье из отрубленных человеческих голов. Он попирает ногами человека и зеленую лошадь.
Черты его лица искажены гневом, три его глаза пылают ненавистью ко всем врагам Учения.
По обеим сторонам бога едут его спутники: божество в доспехах верхом на сером звере, грызущем грешника, и дакини верхом на медведе, стоящем на грешнике.
По краям – восемь краснотелых демонов смерти, терзающих грешников. На некоторых картинах эта свита вырастает многократно, превращая Джамсарана во владыку мира смерти. За его спиной в этом случае вырастает дворец, сделанный из человеческих костей.
Картина работы тибетского мастера XVIII в.

[Миф.ру]
3.) Бурханы — общее называние высших богов монгольского пантеона (аналогия асы и ваны- сканд.) Первые из бурханов существовали еще тогда, когда не было земли. Так же многие хорошие люди своей святой и праведной жизнью достигли того, что тоже стали Бурханами. И теперь Бурханов 1000. Они бессмертны и обладают всепроникающей силой. Большинство Бурханов добрые, но есть среди них и темные, злые Бурханы: (Чойджилл, Очирвани, Джамсаран и Шара-Дарэхэ.)
Бурханы находятся где хотят и в каком угодно виде. Большей частью они не показываются людям, но многие из них перерождаются по желанию на земле в виде Гэгэнов.
[Мифологическая энциклопедия]
@темы: мифология, Для памяти