Безумный Макс: Дорога Ярости
ранееНу таки да, я была на фильме, и у меня есть целая пустошь море впечатлений.
Во-первых, это очень визуально впечатляющий фильм. Визуально он прекрасен от первой до последней детали, как минимум это один из эталонов постап-сеттинга для меня теперь. Что хорошо, вся эта бешеная визуалка логична, по самой меньшей мере она логична до той степени, до которой заинтересованный зритель готов поверить. Это очень крепко скроенный сеттинг, в котором есть объяснения всем (ну, почти всем)) базовым вопросам "а как?", "а что?" и "а зачем?" что всегда в моих глазах прибавляет очков любой истории. Визуальная преемственность дико порадовала. возможно крошечный спойлер про визуальную часть Не знаю, случайно или специально костюмы Фуриосы и Макса выглядят такими похожими на броню в первых Фоллаутах (ну тут замкнутый круг, конечно, все влияют на всех), но мне это прямо согрело душу. А еще я после Дороги Ярости посмотрела вторую часть старой трилогии, и поняла, что в четвертом фильме — просто куча деталей родом из второго, даже неисправность у обреза такая же, ну не милота ли? Не знаю, порадовало ли это старых фанов, а меня — да.
А вот тут есть ранние концепты к фильму, датированные аж 97 годом. Мне такие нравятся в разы больше, чем ныне модные мэтт-пейнтовые коллажи, только тссс!
А еще это очень эмоциональный фильм. Не знаю, как для кого, а для меня это фильм прежде всего про предельное эмоциональное напряжение, для которого даже бесконечная, длиной во все два часа, погоня — только фон. дальше спойлерыЭто не то эмоциональное напряжение, которое про плач навзрыд и слезы крупным планом на весь экран и которое для меня выглядит, как дешевый развод на жалость, а другое. Это про то, как люди молча собирают выбитые зубы переломанными пальцами и идут дальше, потому что хотят жить. Эти персонажи вызывают сочувствие и уважение. Есть сцена, которая для меня показательна в этом плане. В болоте, когда Нукс предложил вытащить фуру, зацепившись за дерево, фура буксует и не едет, и дерево уже начинает выдираться из земли, и вот Фуриоса бросается к крылу фуры и начинает её толкать. Хрен-знает-скольки-тонную махину, увязшую в болоте, толкать. А Макс держит это дерево, хотя даже обхватить руками его не может, да и стоит-то не на земле, а на корнях того же дерева — толку ясно, что ноль. И вот в любом другом фильме это выглядело бы смешно и глупо, но не тут. (Ну нет, честно говоря, смешно немного было.) Это какая-то безумная попытка вложиться всем, что есть, в то, что надо сделать, и даже когда все разумные меры уже приняты, продолжать вкладываться из последних сил.
О Нуксе. Нукс — няш-мяш, и этим все сказано. Грим "бойцов", в который его нарядили, мне всю дорогу напоминал Рика Генеста, чьими татуировками я никогда не перестану восхищаться. Ну а сам персонаж раскрывается в ходе истории с самой лучшей стороны, хотя казалось бы, такая жалкая шваль с запудренными мозгами в начале.
О словечках. Они добавляют атмосферности. То есть уже понятно, что это довольно далеко (и не в лучшую сторону) ушедшее от современного мира общество, если слова так видоизменились и начали переход из обозначения бытовых вещей в область символики и религии куда-то. "Бензак", "чибургеры", "несмертный", и еще какое-то, что-то про воду, "он называет её <что-то-там>-кола". А еще мне очень понравилось, как к концу фильма слова "Запомни меня" наконец приобретают реальный смысл. То есть, первые несколько раз — это просто выкрики фанатиков, бросающихся на танк с гранатой, но не в последний.
О сюжетных ходах. Ослававсемусвятому, они не уехали в закат искать лучшей доли где-то там, за горизонтом. Прагматизм победил, ставки были высоки и они окупились. Насколько же это лучше, чем если бы они просто ехали-ехали и нашли благословенный оазис и-все-у-них-стало-хорошо. Сценаристам мои глубочайшие реверансы.
О Фуриосе. То, что она богична, ясно всем, кто видел. Фуриосу не хочется защитить, или там, даже, "встать с нею плечом к плечу". Потому что она и есть главный герой, ею хочется быть. Этим в отношении женских ролей и отличается последний "Безумный Макс" от других, где как-бы-тоже-в-главных-ролях есть женщины и они тоже-как-бы-крутые. Тем, что здесь женщина действительно в главной роли, вот и все. Это фильм в самую первую очередь про мир, в котором все это происходит. Потом про Фуриосу и Жён (о прекрасная Ангхарад, глубоко беременная и дьявольски смелая), потом про Нукса, и только в четвертую очередь про Макса. И это вовсе не плохо, даже этой четвертой очереди хватило, чтобы персонаж полюбился новому зрителю (в данном случае, мне).[upd] Была на фильме второй раз. Не то что бы я теперь бегаю вокруг кинотеатров с криками shut up and take my money, просто так уж получилось.
Думаю, что больше всего в Безумном Максе мне понравилось то,
как рассказана история. Понравилось больше персонажей, больше атмосферы, больше дизайна, больше сюжетных решений, больше всего. Дело в том, что это первый за очень и очень долгое время фильм, где режиссер не побоялся придерживаться простого правила — show, don't tell. В фильме есть ровно одна на мой взгляд лишняя, "поясняющая" фраза. Одна.
ОДНА, КАРЛ! По нынешним временам красивых картинок с поясняющими подписями это, конечно, непозволительная роскошь и
безумный риск — с бюджетом в $150 млн. положиться на то, что зрители еще не совсем отвыкли смотреть, видеть, опираться на собственное понимание происходящего.
Очень приятно, когда режиссер уверен в том, что может показать свою историю, и доверяет зрителю увидеть её.