Ardariel
I am a leaf on the wind; watch how I soar.
Здесь водятся рояли в кустах и не стреляют ружья, или
как я читала "Имя ветра".

Те немногие, кто ругает "Имя ветра", возмущаются в основном беспросветной заштампованностью сюжета и мерисьюшностью главного героя. И они правы, но это не главное, чем меня разочаровала книжка. Самое тоскливое — в мире Квоута нет моральных дилемм. Ни разу персонаж не попадает в ситуацию сложного морального выбора. Наверное поэтому автор без конца физически истязает своего персонажа и держит его без гроша с одним грошом в кармане (но в самый ответственный момент всегда подворачивается удачный выигрыш в азартные игры или добрый заимодатель, не переживайте). Чтобы хоть так мы чувствовали сложность его положения. Вообще с моей точки зрения это не самый клевый путь к сердцу читателя. Еще одно обстоятельство, напрямую связанное с отсутствием морального выбора и делающее мне "хочу развидеть это" — все хорошие персонажи хороши (а если вдруг они показались вам недостаточно хорошими и вы засомневались — то ждите душещипательную интерлюдию в виде чьего-нибудь рассказа о том, как сурово обходится жизнь с этим несчастным, и как его нельзя ни в чем винить, вообще ни в чем), а плохие безусловно плохи. Причем они как-то мелочно плохи, если честно, на уровне "сделал гадость — сердцу радость". Таким и навредить не жалко.

Путь Квоута в Университет выглядит очень бредово. Очень. Сюжеты более противоестественные бывают только в манге и аниме ("я знаю, я болел" ©). Мальчик из успешной и обеспеченной семьи лидера труппы бродячих артистов, общительный и умный, обученный прибившимся к труппе бродячим арканистом естественным наукам и началам магии, теряет семью. Злые демоны (в прямом смысле демоны) рубят в капусту всех, кто ему был дорог, кроме него самого И ОСТАВШЕГОСЯ В ДНЕ ЕЗДЫ ЕГО УЧИТЕЛЯ, БЛИН. Мальчик подбирает лютню отца (таинственным образом не истлевшую, как все остальное дерево в присутствии означенных демонов), и уходит НЕ ОБРАТНО К УЧИТЕЛЮ, С КОТОРЫМ ОН НЕРАЗЛУЧНО ПРОВЕЛ ПОСЛЕДНИЙ ГОД И РЫДАЛ НАКАНУНЕ ПРОЩАЯСЬ, А В ЛЕС. Где живет, используя знания о дикой природе и ловле кроликов в ловушки. Живет он так, пока у него не рвутся почти все струны на лютне. Тогда, не в силах жить без своей музыки, он отправляется куда глаза глядят. Глаза все еще не глядят в сторону городка, располагающегося в днях пути, и где живет хоть одна знакомая душа, они глядят куда попало. Доехав до своего куда попало (по местным меркам город-миллионник, видимо), ГГ попадает в оборот к местной шпане и лишается лютни, что конечно, не позволит ему заработать музыкой. Знаний о ловле кроликов в ближайшем лесу он тоже, видимо, лишается, поэтому живет воровством и попрошайничеством, ежедневно рискуя жизнью.

И так происходит постоянно. Автор бросает имеющиеся у него сюжетные завязки на произвол судьбы. И тащит героя по сюжету напролом, из локации в локацию, наплевав на то, что у него реально происходит в этой локации, и какие есть возможности интересно оттуда выбраться. Из-за этого некоторые персонажи в тексте кажутся втащенными туда просто так, потому что надо было помочь ГГ преодолеть какой-то трудный период. Это касается и Эбенти (первого учителя Квоута), и монаха в Тарбине, который ухаживал за больными уличными детьми и давал мелкую работу тем, кто стоял на ногах. Вообще периодически в сюжете происходят вещи, которые полностью перечеркивают все предыдущие события. Первый раз брови полезли у меня на затылок, когда перед отъездом из Тарбина Квоут с молниеносной легкостью нашел себе подработку в трактире. Если это было так легко, то, выходит, предыдущие три года он просто до этого не додумывался?.. Скакал по крышам из голого, гм, энтузиазма?

Куда делись вся его практичность и осторожность, нажитые на улицах за предыдущие три года, когда он попал в Университет? Почему он без конца сознательно нарывается на неприятности?

Откуда к нему "пришло" имя ветра, которым под конец книги он швырнул Амброуза об мостовую? Почему, о автор, забыт и брошен на растерзанье семи ветрам (прошу прощения за тавтологию) тот кусок разговора Квоута и Элодина, в котором последний открыл первому имя ветра? почему это два разных имени ветра?.. Какого буя, это такой классный психологический и сюжетный ход был бы. Пацан долго ходит хвостом за полусбрендившим Мастером Имен, чтобы тот научил его Именам; убеждается, что педагог реально сбрендил и разуверяется во всех его словах; встречает педагога при обстоятельствах, в которых пацану не до Имен, а препод как раз присмотрелся к нему и решил невзначай преподать первый урок и мимоходом упомянул, гм, ключевое слово; через некоторое время, когда обстоятельства потребовали того, Имя Ветра всплывает в памяти "мальчика с гениальной памятью". Бинго. Зал аплодирует стоя. Но нет. Давайте переусложним и потопчемся по логике еще разочек. Внимание, вопрос, если Имена вещей могут вот просто так "открыться" магу, то нахрена означенному магу вообще пытаться попасть в ученики к Мастеру Имен, из которого все равно слова по делу не выдавишь?

Романтическая составляющая — отдельные слезы. На пятнадцатилетнем парне виснут ВСЕ встреченные им девицы. Несмотря на то, что самая младшая из них старше его на два года. Тут даже нечего больше сказать.


А теперь коротко о том, почему я все же догрызла этот кактус.

Очень стройная магическая система. Реально интересная, и про неё, в отличие от всех остальных сюжетных завязок, в книге рассказывается.
Чандриане. Я еще надеюсь узнать о них что-то из второй книги, хотя уже начинаю подозревать, что надежда эта тщетна. Возможно, лучше почитать отзывы на фантлабе, или какое-нибудь краткое изложение, если такое найдется. Реально сил больше нет выбирать крохи интересного из соплей в сахаре.

Вообще книга оставляет ощущение, что её написал очень многословный человек, который умеет красиво рассказывать и придумал кучу красивых завязочек, но не придумал (и даже не пытался придумать), к чему они ведут, а книжку издать все равно хотелось. Так приличные авторы с читателями не поступают. Заявил проблему в начале книги — раскрой сцуко тему. А когда в конце книги мы знаем ровно столько же, сколько в её начале — это просто обман и трата времени.

@темы: книги